Логотип Трезвое радио
Сейчас в эфире:
Статьи

Положительные и отрицательные примеры пропаганды Трезвости

Трезвость в наши дни –
ценнейшее личностное свойство человека.
Г.А. Шичко


Информационно-просветительская деятельность выступает сегодня одним из ключевых методов трезвеннического движения. Если посмотреть на дореволюционное и советское (начальных этапов – 30-х гг. XX в.) трезвеннические движения, то основным посылом их деятельности выступала борьба ПРОТИВ ПЬЯНСТВА. Это соответствовало духу того времени, историческим условиям жизнедеятельности. На современном V этапе трезвеннического движения основную идеологию сформулировали Г.А. Шичко и Ф.Г. Углов – борьба ЗА ТРЕЗВОСТЬ.

В начале 2000-х гг. ТГОО УСТ «Трезвая Тюмень» предложила уточнить идеологию со следующей формулировкой: «утверждение и сохранение Трезвости». Главная идея трезвеннических организаций – движение ЗА ТРЕЗВОСТЬ на личном, семейном, коллективном и общественно-государственном уровнях.

Движение ЗА отличается от борьбы ПРОТИВ тем, что утверждает положительные качества взамен отрицательных, пропагандирует именно позитивные стороны жизни, достоинства, оптимизм. Поэтому стратегия информационной работы заключается в формировании привлекательного, положительного образа трезвой жизни, объяснения преимуществ Трезвости над одурманивающим состоянием.

Понимание информационно-просветительского метода утверждения и сохранения Трезвости даёт теория психологического программирования Г.А. Шичко. Понимание сути своего знаменитого метода Г.А. Шичко даёт в статье «Алкогольная проблема в свете теории психологического программирования». Г.А. Шичко пишет, что для понимания метода необходимо дать определение понятию «алкоголик».

Алкоголики – питейно запрограммированные люди, имеющие привычку к употреблению спиртного, потребность в нём и поглощающие его. Метод предусматривает угашение психологическим путём потребности и привычки, нейтрализацию идеологическими и педагогическими воздействиями питейной запрограммированности и превращение алкоголика в сознательного трезвенника».

Роль информационно-просветительской деятельности заключается именно в идеологическом и педагогическом воздействии на человека для нейтрализации запрограммированности.

В последнее время в Интернете появляется масса фотографий, коллажей, плакатов, рисунков, а на улицах наклеек и пр., которые вроде бы взывают к разуму человека, к пониманию последствий вредных привычек, однако на самом деле только ещё больше усиливают пропаганду этой вредной привычки.

Образцы вредоносной антиалкогольной пропаганды, которая малоэффективна и, зачастую, наоборот только усиливает запрограммированность на самоотравление граждан:

Положительные и отрицательные примеры информационной пропаганды Трезвости 1


Рис. 1. Использование жаргона лишённых Трезвости людей способствует усилению запрограммированности граждан и распространению данного жаргона. Тему Трезвости плакат не затрагивает.

Положительные и отрицательные примеры информационной пропаганды Трезвости 2


Рис. 2. Изображение предметов, предназначенных для самоотравлений. На практике люди истолкуют данный плакат как то, что нужно быть осторожным, знать свою «меру» при самоотравлении и не злоупотреблять, злоупотребление очень опасно, ведь о Трезвости данный плакат вообще не сообщает и не даёт людям альтернативы самоотравлению.

Положительные и отрицательные примеры информационной пропаганды Трезвости 3


Рис. 3. Данный плакат с первого взгляда не возможно отличить от рекламы алкогольных жидкостей, тем более что слоган внизу далеко не каждый прочитает. Алкогольные яды представлены возле еды и в красивой упаковке, что только укрепляет у зрителей абсурдное убеждение, что этанол является пищевым продуктом.

Такие отрицательные примеры пропаганды Трезвости и альтернативные им положительные смысловые нагрузки представлены в таблице 1.

Отрицательные примеры Положительные примеры
Надписи «не пей», «не кури», «алкоголь – яд», «выброси алкоголь из своей жизни», «водку и пиво пить – тупой скотиной быть», «хватит бухать», «пиво, водка и табак обеспечат тебе рак»... «Живи трезво», «трезвая жизнь – свободная жизнь», «будущее за трезвой молодёжью», «трезвая Россия – великая Россия», «Мы – новое трезвое поколение. За нами страна и грядёт возрождение», «Трезвость – новые возможности»...
Любые изображения одурманивающихся людей с сигаретой, алкоголем в руках; просто изображение наркотических изделий или какой-либо ассоциации с ними (бутылка, пачка сигарет)... Позитивные образы многодетных, счастливых семей («Трезвый отец – хороший пример для меня» и пр.); показ тех качеств, возможностей, которые даёт Трезвость в жизни (здоровье, молодость, разум и т.д.)...
Проалкогольная терминология: «бухать», «жрать», «выпить», «затянуться сигаретой»; уменьшительно-ласкательные «водочка», «бутылочка винца»... Трезвенническая терминология: травиться ядами, одурманивать себя, отравляющий снаряд (сигарета), алкогольное, табачное изделие...
Пропаганда другой информации взамен Трезвости: например, здорового образа жизни: «русские выбирают спорт», «зож – основа будущего»... Здоровый образ жизни – дело хорошее и нужное. Но для простого человека неощутима разница между здоровьем и Трезвостью, он может себе позволять травиться пивом после игры в футбол и т.д.
Предложения: «трезвый образ жизни», «Трезвость родителей – здоровье детей»…

Любой показ отрицательного действия табачного или алкогольного самоотравления на фоне слов «не кури», «не пей» вызывает у человека рефлексивную реакцию, у него включается программа на самоотравление, когда он видит само действие отравления алкоголем или табаком. То же самое происходит при преобладании отрицательной смысловой нагрузки, когда человек, и так страдающий от своей вредной привычки, видит отрицательные последствия таких действий без положительного пути выхода из ситуации.

Подобная информационная работа является естественным проявлением стадии воздержанности сознания человека, свойственной всем начавшим путь к сознательной трезвости, и говорит о необходимости дальнейшей работы над собой с помощью метода Шичко.

Современное информационное состояние общества характеризуется преобладанием отрицательной информации над положительной, что порождает стресс, страх, агрессию, позволяет манипулировать поведением человека и общества. Поэтому важно введение положительных, жизнеутверждающих основ жизни. Пропаганда трезвости, положительного состояния человека является одной из основ возвращения общества к гармоничному пути развития.

Примеры эффективной трезвеннической агитации:

Положительные и отрицательные примеры информационной пропаганды Трезвости 4


Рис. 4. Трезвость естественна как природа. Каждый человек рождается трезвенником, свободным от какой-либо запрограммированности.

Положительные и отрицательные примеры информационной пропаганды Трезвости 5


Рис. 5. Трезвость и семья. На плакатах отсутствует проалкогольный жаргон и предметы для самоотравлений.

Положительные и отрицательные примеры информационной пропаганды Трезвости 6


Рис. 6. Плакаты о Трезвости дают идеалы нравственного, трезвого образа жизни.

Учебная литература по теории Г.А.Шичко:

https://vk.com/doc153394584_442121774

https://vk.com/doc153394584_442121745

Головин А.А.

Возврат к списку